Стратегическое управление с использованием информационных систем
Отечественные и зарубежные разработчики сегодня предлагают бизнесменам большой выбор информационных систем, позволяющих автоматизировать и оптимизировать бизнес-процессы, эффективно управлять ресурсами предприятия и оптимизировать взаимоотношения с клиентами и партнерами.
Отдельную позицию среди управленческих программных продуктов занимают информационные системы, ориентированные на стратегическое управление предприятием. Принципиальное отличие таких программных продуктов заключается в том, что они предназначены для помощи выработки решения с учетом долгосрочной перспективы.
Уже не секрет, что использование корпоративных информационных систем главным образом решает задачи управления менеджмента среднего уровня, поскольку КИС ориентированы на на насущные задачи: организацию учета хозяйственной деятельности и управление ресурсами, и не затрагивают вопросы касательно выбора стратегии предприятия.
Стратегическое управление включает основные составляющие:
1. Стратегический анализ. Для выработки стратегического решения недостаточно финансово-экономических показателей деятельности организации. Необходима оценка положения компании в условиях внешней среды рынка.
2. Определение стратегических целей. Цели выявляются на стыке возможностей, ограничений и амбиций, впоследствие проходят проверку на жизнеспособность. Одновоременно рассматриваются альтернативные варианты стратегий, сопоставляются преимущества и риски в зависимости от стратегии.
3. Стратегическое планирование.
4. Стратегический контроллинг.
ERP –системы – незаменимы в плане управления операционной деятельностью предприятия, но их аналитические возможности весьма ограничены, поэтому в стратегическом управлении эти системы не могут быть использованы, так-же,как и для оперативного анализа.
Отсутствие данных о рынке, в рамках которого планирует развиваться предприятие, являются сдерживающим фактором в использовании аналитических методов для стратегического планирования. Так, например, если для анализа экономической эффективности предприятия КИС располагает всей необходимой информацией, то информация о рынке в системе представлена фрагментарно или отстутствует. Сегодня для решения этой проблемы приходят на помощь CRM (системы управления взаимодействиями с клиентами). Современные системы CRM не только формируют «досье клиентов», но и собирают информацию о конкурентах и партнерах, их деловой активности. По мере разрастания подобная информационная база может послужить основой для маркетингового исследования и может быть использована для принятия стратегичекого выбора.
Использования ERP – систем в стратегическом управлении возможно при интеграции КИС с аналитическими приложениями, системами BI (business intelligence), специализированными приложениями (Управление цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM, Управление взаимоотношениями с клиентами (Customers Relationships Management, CRM) .
К отдельной категории аналитических систем относятся системы BI (business intelligence).Сюда относятся: OLAP–системы, хранилища данных, витрины данных, Data Mining. В функции business intelligence входят: объединение и структуризация данных из разных источников, формирование единого информационного поля внутри компании, предоставление участникам актуальной, непротиворечащей информации.Однако, стоит понимать, что применение данных систем в рамках стратегического управления ограничиваются стратегическим анализом и контроллингом, поскольку изначальная информация, с которой работают относятся системы BI (business intelligence) не учитывает факторы внешней среды. Системы BI являются промежуточной ступенью между оперативным и стратегическим уровнями управления.
ERP –системы, являясь транзакционными системами (OLTP) в совокупности c аналитическими приложениями формируют аналитическую пирамиду, в основе которой находятся транзакционные системы. Операционные данные по мере продвижения к вершине пирамиды преобразуются в информацию, пригодную для принятия управленческих решений.
В настоящее время рынок IT – технологий для комплексного решения задач управления разного уровня (включая стратегическое) предлагает системы класса BPM.
BPM (Business Performance Management, Система управления бизнес - процессами). Системы класса BPM базируются на основе OLAP-технологий и обладают свойствами ERP-систем.
Основные преимущества систем BPM:
- Ускоряются бизнес – процессы.
- Возможность оперативно вносить изменения в бизнес-процессы.
- Удобство с точки зрения пользователя (сокращается необходимость обращаться к консультациям IT –специалистов).
- Оптимальная форма представления информации для работы и анализа.
- Стоимость внедрения на порядок ниже стоимости внедрения ERP –систем.